Воскресенье, 16.12.2018, 23:57
Приветствую Вас, Гость | RSS

Достопримечательности Феодосии

Прошлое Феодосии - это периоды блестящего расцвета и глубокого упадка, эпохи славы, культовые сооружения и особняки промышленных магнатов конца XIX- начала XX века придают Феодосии неповторимый колорит. Старая Феодосия, как магнит, притягивает к себе внимание историков, писателей и поэтов, художников и кинематографистов.

На территории региона расположены 75 памятников археологии, 65 памятников истории и культуры, 10 памятников архитектуры республиканского значения, 3 музея, всемирно известная картинная галерея им. И.К.Айвазовского.

Национальная картинная галерея
им. И.К. Айвазовского

памятник Айвазовскому Это один из старейших музеев Украины и первая на её территории публичная картинная галерея. Она была ткрыта 29 июля 1880 г. в специально построенном для экспонирования картин большом выставочном зале, примыкавшем к вилле И.К. Айвазовского.

После смерти художника в 1900 г., согласно его завещанию, здание картинной галереи с хранящимися в ней (в то время 46) картинами перешло в собственность города.

В 1922 году галерея была включена в сеть государственных музеев страны. С этого времени в ней начинается собирательская и популяризационная работа. В 1980 г., в связи со 100-летием со дня основания, галерея была награждена орденом Дружбы народов, а в 2001 г. Указом Президента Украины получила статус национальной.

В настоящее время собрание галереи -это уникальный комплекс произведений живописи и графики, архивных документов и фотодокументов, мемориальных вещей и предметов декоративно-прикладного искусства - всего более 11 тысяч экспонатов. Это крупнейшая в мире коллекция произведений И.К. Айвазовского - 417 работ.

Экспозиция располагается в двух зданиях, памятниках архитектуры XIX в. в доме И.К. Айвазовского и особняке сестры художника. Здесь представлены произведения И.К. Айвазовского, его современников, учеников и последователей: Л.Ф. Лагорио, А.И. Фесслера, Э.Я. Магдесяна, М.П. Латри, А.В. Ганзена, К.Ф. Богаевского, М.А. Волошина, Н.С. Барсамова и др.

В 2004 году открыта новая экспозиция «Вилла маэстро» с комнатой-сейфом, где посетители впервые могут увидеть награды И.К. Айвазовского, личные вещи художника и его работы маленьких и миниатюрных размеров. Национальная картинная галерея им. И.К. Айвазовского - это один из самых популярных и посещаемых музеев страны.

В 2003 году по залам галереи прошло более 400 000 посетителей, для них было проведено более 6 000 экскурсий. Публику сюда привлекает прекрасная постоянная экспозиция, состоящая из эталонных произведений всемирно известного мариниста, картин западноевропейских живописцев морских видов ХVIII-XIX вв., марин русских художников XIX в., работ мастеров серебряного века и коллекции произведений современных художников, а также часто меняющиеся выставки из фондов галереи, других музеев, крупных частных собраний изобразительного искусства. Но ещё более привлекательна возможность ощутить удивительную атмосферу общения с прекрасным в старинных залах, причаститься к духу творчества в мастерской и в рабочем кабинете И.К. Айвазовского, под бой часов, отсчитывавших время самому маэстро, представить себе размеренный ход жизни художника и его семьи, проникнуться романтикой морей, океанов и дальних стран.

Адрес: 98100, АР Крым, Украина, г. Феодосия, пр. Ленина, 11

Феодосийский краеведческий музей

Феодосийский краеведческий музей Феодосийский краеведческий музей - старейший городской музей Украины, один из старейших музеев Европы. Он был открыт 13(25) мая 1811 года по инициативе феодосийского градоначальника С.М.Броневокого как музей древностей.

В 20-е гг. XX в. феодосийский музей стал археологическим, а в конце 40-х годов минувшего столетия получил статус краеведческого музея. История феодосийского музея - яркая страница летописи отечественного краеведения, исторической науки, археологии.

Первоначально Феодосийский музей древностей занимал здание одной из бывших турецких мечетей. В 1871 году коллекции были перенесены в навое здание, построенное на холме Митридат специально для музея на средства художника И.К.Айвазовского. В середине 20-х гг. XX в. археологический музей разместился в доме великого мариниста. Здесь, под одной крышей с картинной галереей И.К.Айвазовского, музей находился до 1988 г. Сегодня Феодосийский краеведческий музей расположен в центральной части города в так называемом «Доме Лагорио», памятнике архитектуры конца XIX - начала XX в.

И в наши дни в музее проводится многогранная научно-исследовательская, собирательская и выставочная деятельность. В составе музейного собрания хранятся уникальные экспонаты, которые знакомят с природой юго-восточной части Крымского полуострова, бытом и культурой народов Крыма, историей Феодосии Экспозиция развернута в восьми залах. Часть богатой коллекции древних каменных плит размещена под открытым небом в оригинальном лапидарном дворике музея. Лапидарный дворик выложен средневековой плитовой мостовой и брусчаткой XIX - первой половины XX в. В научной библиотеке музея собраны уникальные и редкие издания ХУШ-ХХ вв.

Наиболее яркие из экспонатов зала «Природа юго-восточного Крыма- связаны с древним вулканом Кара-Даг Обращают на себя внимание высокохудожественные диорамы с видами ландшафтов юго-восточного Крыма и мозаичный пол с картой-схемой полуострова.

Экспонаты исторических залов музея охватывают прошлое Крыма со времени появления на полуострове человека и до наших дней, знакомите наиболее яркими моментами истории античной Феодосии и средневековой Каффы (Кефе), Феодосии XIX - XX вв., культурой народов Крымского полуострова. Здесь широко представлены материалы археологических исследований древних поселений и некрополей, предметы быта, национальная одежда, мебель, коллекции старинных видовых открыток.

Наряду с постоянными разделами экспозиции в музее работают разнообразные выставки.
Феодосийский краеведческий музей открыт для посещения ежедневно, кроме вторника. Принимаются заявки на экскурсионное обслуживание.

Адрес: 98100, АР Крым, Украина, г. Феодосия, пр. Ленина, 11

Феодосийский литературно-мемориальный музей А.С.Грина

музей А.С.Грина Феодосийский литературно-мемориальный музей А. С Грина был открыт в июле 1970 года в доме, где писатель жил более четырех лет. Главным замыслом автора экспозиции Геннадия Золотухина и художника Саввы Бродского было стремление воссоздать «блистающий мир» воображения писателя.

Образ музея в виде старинного парусного корабля отражает самую живописную грань творчества Александра Грина - романтику морских странствий. Небольшие комнаты-каюты со строгим интерьером темного дерева и беленых стен, замысловатые морские узлы и плетения сизальского каната, модели парусников. Рядом с книгами - морские приборы и карты, раковины, маячные фонари. Знакомство с удивительной страной, живущей на страницах гриновских книг, начинается с первой комнаты музея.

В 1981 году в Феодосии родился «Гриновский квартал», когда на стене музейного здания появилось живописно-скульптурное панно «Бригантина». Бушприт вплывающего в город корабля словно утверждает здесь право на чудесную неожиданность, праздник, ожившую сказочную мечту.

Огромная популярность гриновского наследия способствует многообразию форм музейной жизни: литературные вечера, концерты, фестивали искусств, пушкинские праздники поэзии.

Фондовая коллекция музея насчитывает более 13 тысяч экспонатов: автографы писателя, мемориальные предметы, редкие прижизненные и современные издания гриновских произведений. Музей гордится прекрасным собранием живописи, графики, скультуры. Большая площадь выставочных залов позволяет широко показывать творчество современных художников и фотомастеров.

Дом Грина, рожденный как «музей романтики», всегда будет истинным храмом искусста, где встречаются поклонники прекрасного, люди возвышенного гриновского склада души.

Адрес: 98100, Украина, г. Феодосия, ул. Галерейная, 10 тел.: (06562) 3-13-09, 3-53-20, 3-21-08

Дом-музей М.А.Волошина

дом М.Волошина Двери этого дома обращены на все стороны света. Максимилиан Волошин разделял преклонение многих пародов мира пред магической и покровительственной ролью порога дома Архитектура сооружения блестяще воплотила идею творческого братства и открытости «навстречу всех дорог».

Дом Поэта... Так называл его сам Мастер. Так именуется он до сих пор. И этот Дом - своею рода мост в отечественную культуру конца XIX - начала XX веков. Дом, положивший начало Дому творчества писателей «Коктебель», стал местом уединения и отдыха многих художников слова, местом их творческого вдохновения.

И сегодня Дом Поэта, ставший с августа 1984 года мемориальным музеем, удивительно сохранил черты своего хозяина, человека необыкновенного творческого дара и огромной душевной щедрости.

Дом Поэта - достопримечательность не только Коктебеля, но и всего Крыма. Это уникальный исторический, литературный, мемориальный памятник, в котором «заключена и преображена» целая эпоха русской и европейской культуры. С февраля 2001 года Дом-музей М.А.Волошина входит в структуру Коктебельского республиканского эколого-историко-культурного заповедника «Киммерия М.А. Волошина", вместе со Старокрымским литературно-художественным музеем, мемориальным домом-музеем А.С. Грина (г. Старый Крым) и музеем-квартирой сестёр Цветаевых в Феодосии.

Завет Волошина своему современнику остаётся в силе и для нас, людей, вступивших в XXI век

Адрес: 98186, Украина, АР Крым, пгт Коктебель тел.: (06562) 36-506,36-437

фонтан Айвазовского, 1888 г.

фонтан Айвазовского Построен по проекту и на средства великого мариниста И.К.Айвазовского в восточном стиле: в виде каменной прямоугольной призмы, покрытой фигурной в плане деревянной крышей с большим выносом с трех сторон. Свес крыши обрамлен широким подзором из дерева, покрытие из железа. Стены оштукатурены, главный восточный фасад облицован мрамором.

С трёх сторон в нишах устроены водометы, вода из которых вытекает в небольшие бассейны. В южном фасаде - дверь, ведущая в интерьер, где находится резервуар для сбора воды.
В 1959 г. памятник реставрирован.

Армянский фонтан, 1586 г.
(ул.Морская)

Армянский фонтан Находится у подножия горы Митридат, недалеко от места, где стоял дом, в котором родился И.К.Айвазовский. Представляет собой водоём в виде призмы, сложен из бутового и тёсаного камня на известковом растворе со стрельчатой нишей и водометом в восточной стене. Над нишей – три резные розетки, в нише – мраморная плита с надписью на армянском языке и датой. Возведён в архитектурных формах, распространенных в Армении для родников с ХI до середины XIX в.

Генуэзская крепость, XIV в.

Генуэзская крепость Находится в старой части города. В 1266 г. генуэзцы добились от ставленника Золотой Орды передачи им во владение Кафы (Феодосии) – тогда глухого греко-аланского посёлка, и основали здесь свою торговую факторию. Она очень быстро превратилась в значительный город, который сначала окружается рвом с земляным валом, а затем деревянными стенами.

В XIV в. в Кафе начинают возводить высокие каменные стены, усиленные башнями. Фортификационная система, законченная в 1383-1386 гг., состояла из двух линий обороны: внешней (в пределах которой размещался город) и внутренней – крепости (цитадели). Внешняя часть в 3 раза превышала внутреннюю. Внешняя линия обороны с 26 круглыми и прямоугольными башнями окружала город с суши и с моря. Стены и башни были сложены из крупного бутового камня на известковом растворе.

Перед сухопутной линией шел выложенный камнем глубокий ров с перекинутыми через него каменными арочными мостами, ведущими к четырём воротам города. Главные из них находились на северо-западном конце около башни Константина.

В цитадели размещались: консульский дворец, казначейство, резиденция латинского епископа, здание суда с балконом для оглашения консульских постановлений, конторы для проверки весов, склады и магазины особенно ценных товаров - драгоценных камней, мехов, шелков.

В конце XVIII и в XIX в. большинство сооружений цитадели, потерявшей своё значение, были разобраны. Сохранились только две башни - Климента и Криско - с прилегающими крепостными стенами, а также пилоны больших ворот.

Стены крепости, XIV в.

Стены цитадели Сохранились два участка стен: южный – между пилоном больших ворот и башней Климента до уровня основания боевого хода и западный – с башней Криско и калиткой. Западная стена на всем протяжении сохранилась неодинаково: до уровня боевой площадки идет участок, прилегающий к башне Климента, далее на восток до башни Криско – только нижняя часть стены, за башней Криско до моря, где возвышалась башня Джустиниани, стена сохранилась на высоту до 7 м.

От башни Константина, защищавшей крайний северный пункт города, были возведены стены в двух направлениях – на юг и на восток. Стены, проходившие вдоль берега моря на восток, не сохранились. Они были укреплены рядом башен, имели большие ворота, изображенные на старинных рисунках.

Стены, шедшие от башни дугой на юг, опоясывая город, поднимались на гору Митридат. Здесь сохранилась только башня Фомы – крайний южный пункт обороны Кафы. От башни Фомы стены шли в сторону цитадели и на восток от неё, опускаясь к морю и соединяясь с Доковой башней. Южнее цитадели находятся руины башни Джиованни ди Скаффа, восточнее – остатки крепостных стен и рва, угловой башни с бастионом.

На сохранившемся участке крепостных стен видны следы нескольких строительных периодов, бойницы отсутствуют, местами остались признаки боевых площадок.

башня Климента, 1348 г.

башня Климента Находится в южном углу цитадели.
Защищала большие ворота и калитку, ведущие в цитадель. На западной стене башни имеется ниша, в которую была вмурована мраморная плита, хранящаяся в Феодосийском краеведческом музее, с надписью о времени строительства.

Башня трёхъярусная, прямоугольная в плане, с открытым северным углом внутрь цитадели. Выступала вперёд за линию стен, примыкающих с севера и запада, что обеспечивало лучшую защиту их фланкирующим огнём.
Перекрытия были плоские деревянные по балкам, гнёзда для которых сохранились.

В нижнем ярусе башни-бойницы, в верхних - окна-амбразуры. Завершалась зубцами-мерлонами, ограждавшими верхнюю боевую площадку.

башня Криско, XIV в.

башня Криско Укрепляла среднюю часть восточной стены цитадели.
Башня открытого типа (имеет только три стены), двухъярусная. Перекрытия были деревянные по балкам, гнёзда для балок хорошо видны.
В первом ярусе – бойницы, в верхнем – окна-амбразуры. Увенчана зубцами-мерлонами, ограждавшими боевую площадку верхнего яруса.
С южной и северной сторон к башне примыкают стены.

Доковая башня, XIV в.

Доковая башня Защищала восточную часть города со стороны моря, служила морскими воротами крепости. От башни шли стены вдоль моря. Прямоугольная в плане двухъярусная башня отличается массивностью. Нижний ярус со стороны суши выдвинут и имеет арочный проём для ворот. Арочный проём со стороны моря заложен. На восточной стене укреплена каменная плита с резными гербами генуэзских консулов.

башня Константина, 1382-1448 гг.

башня Константина Прямоугольная в плане, двухъярусная. Сохранились три стены – восточная, северная и часть западной.

Основание башни со стороны моря укреплено откосом, предохранявшим её от разрушительных действий морских волн и служившим отбойной стеной при обороне.

Нижний ярус был перекрыт сводом, часть которого сохранилась в углах, верхний имел балочное перекрытие, опирающееся на уступ стен. Особенностью башни являются машикули в средней части башни, куда вела дверь со второго яруса. Консоли, поддерживающие машикули, сохранились на западной и северной стенах.

Верхняя часть стен завершена тройным аркатурным поясом из кирпича. Зубцы, венчающие башню – результат реставрации. С северной стороны к башне в XVII в. турки пристроили полукруглые каменные бастионы с казематами.

Башня Константина очень красива, удачно поставлена, является символом города.

башня Фомы, 1373 г.

башня Фомы Находится на горе Митридат. Была крайним защитным пунктом городских укреплений на юге. Башня в плане полукруглая, от неё сохранилась только нижняя часть.
Построена из крупных блоков камня, переложенных мелкими.

башня Джиованни ди Скаффа, 1342 г.

башня Джиованни ди Скаффа Находится у подножия горы Митридат. Охраняла город с юго-востока и представляла собой огромное круглое сооружение, сложенное из очень крупных блоков необработанного известняка на известковом растворе. Носит следы нескольких строительных периодов. От башни сохранились фундаменты и два фрагмента стен. Верхняя часть стен украшена аркатурным поясом, выложенным из кирпича. Даже остатки башни поражают своей монументальностью. Некоторые исследователи называют башню круглым замком.

церковь Архангелов Михаила и Гавриила, 1408 г.
(ул. Тимирязева, 9)

церковь Архангелов Михаила и Гавриила Возведена из бутового камня, своды и углы – из тесаного. Покрыта снаружи штукатуркой из цемянки. На северо-западном углу сооружения установлена шестигранная звонница из камня, украшенная резьбой.

Памятник является своеобразной интерпретацией сооружения армянской культовой архитектуры XII в. в Птгни близ Еревана.
В 1967 -1970 гг. реставрирован: восстановлены утраченные конструкции, произведена инъекция трещин, заменены окна, двери, черепичное покрытие крыши.

Введенская церковь,VIII-XIX вв.
(ул. Красноармейская)

Введенская церковь Состоит из различных по времени сооружения частей. Наиболее древняя – византийская часть – в виде небольшой церкви зального типа. К более позднему времени относится нижняя часть колокольни, состоящей из четырёх столбов, перекрытых куполом на парусах, которая служила входным портиком.

В настоящее время между колокольней и древней частью расположена трёхнефная часть сооружения, возведенная в 1829 г. Тогда же были заложены промежутки между столбами портика, и над ним возведён ярус для колоколов, а в коробовом своде древней части устроен световой барабан с шатровым завершением. В результате позднейших достроек памятник приобрёл вид трехневной базилики с псевдороманским декором фасадов.

церковь Иоанна Предтечи, 1348 г.

церковь Иоанна Предтечи Находится в восточной части города. Воспроизводит архитектурные формы сооружения армянской культовой архитектуры XIII-XIV вв. Состоит из двух частей: более древней, небольшой в плане, квадратной центрально-купольной и вытянутой прямоугольной, разделенной столбами на три нефа, перекрытых полуциркульными сводами с опирающимися на консоли подпружными арками.

Интерьеры памятника украшены барельефами, характерными для армянской архитектуры, центральная часть – резным орнаментом из двух параллельных поясов (наружный – типичная сельджукская плетёнка из жгута, внутренний заполнен растительным орнаментом).

церковь Иоанна Богослова, XIV в.

церковь Иоанна Богослова Построена по типу древнейшего сооружения армянской культовой архитектуры. Сооружение зального типа, прямоугольное в плане с полукруглой апсидой, перекрыто полуциркульным сводом на подпружных арках, опирающихся на пилястры. Стены сложены из бутового камня; своды, арки, пилястры, наличники окон и дверей – из тесаных плит известняка; швы тщательно затёрты. Продольные стены скреплены двумя поперечными стальными стяжками. Проемы дверей обрамлены профилированными наличниками с резьбой. Покрыто каменными плитами по сводам. В интерьере вдоль всех стен идёт каменная скамья. С западной стороны к сооружению примыкает притвор, перекрытия которого не сохранились.
В 1977 г. проведены реставрационные работы: восстановлены утраченная кладка стен памятника, каменные скамьи, покрытие, устроена отмостка.

церковь Георгия, XIV в.
достроена в середине XIX в. (ул. Нахимова, 20)

церковь Георгия Воспроизводит формы древнейшего сооружения армянской культовой архитектуры. Сооружение зального типа, прямоугольное в плане, с полукруглой апсидой, перекрыто полуциркульным сводом на подпружных арках. Крыша двускатная, покрыта черепицей. Кладка из бутового камня, свод арки, пилястры, наличники дверей и окон выложены из тесаных известковых плит.

Древняя часть перекрыта конхами и полуциркульными сводами на подпружных арках; средняя часть – шатровым куполом на восьмигранном барабане, опирающемся на паруса, которые поддерживаются арками; западная часть – со сводчатым перекрытием. Оконные и дверные проёмы стрельчатые. Снаружи и внутри здание оштукатурено.

С начала XIX в. использовалось для хранения архивных документов.
При реставрации 1968 г. восстановлены разрушенная западная стена памятника с прилегающей частью свода, окна, двери и пол, устроена отмостка.

церковь св.Стефана (св. Димитрия), XIX в.

церковь Стефана Сооружение зального типа, прямоугольное в плане, перекрыто коробовым сводом на подпружных арках. Стены сложены из бутового камня на известковом растворе с тщательной затиркой швов, своды – из хорошо обработанного камня.

Двускатная черепичная кровля положена по своду. Продольные стены в XIX в. скреплены четырьмя железными стяжками. Вход с запада, над входом небольшая стрельчатая ниша.

Стены внутри были сплошь покрыты фресковой росписью – до нас дошли небольшие фрагменты композиций на западной стене и сравнительно хорошо сохранившиеся крупные фрагменты в апсиде, а также орнамент на подпружной арке. Сооружение построено греками, о чем свидетельствуют греческие надписи на фресках в интерьере, а также структура апсиды. У южной стены – фонтан с армянской надписью 1491 г.

В 1955 – 1956 гг. памятник реставрирован: восстановлены черепичное покрытие, каменный пол, дверь, лестница, укреплена и дополнена штукатурка стен. С северной и восточной стен устроен приямок, а по периметру здания – отмостки из камня.

церковь Сергия (Саркиса), XIV – XV вв.
(ул. Тимирязева, 1)

церковь Сергия (Саркиса) Неоднократно перестраивалась, отличается сложностью плана и объёмно-пространственного решения. Центральная часть с тремя полукруглыми апсидами перекрыта полуциркульным сводом на подпружных арках. Интерьер был расписан орнаментами в технике фрески (сохранились фрагменты). С западной стороны соединяется широкой аркой с прямоугольным в плане притвором с перекрытием в виде полуциркульного свода.

Помещение, прилегающее к центральной части с севера, состоит из квадратного, перекрытого сводом с нервюрами, и трапецеидального, перекрытого полуциркульным сводом на подпружных арках помещений. Стены сложены из крупных блоков известняка, швы тщательно затёрты. Снаружи и внутри в стене множество плит из мрамора и известняка – так называемые «хачкары», характерные для армянской культовой архитектуры.

Крыша двускатная, покрыта черепицей. Портал, некогда связанный с основным зданием, теперь возвышается к западу от основного сооружения. Его четыре массивные столба соединены стрельчатыми арками и перекрыты крестовым сводом. Фриз с северной и южной сторон украшен соединенными в пояс резными розетками. В 1965 – 1970 гг. по памятнику проведены ремонтно-реставрационные работы: восстановлены каменный пол, крыша, покрытие портала, перекрытие притвора, расчищена живопись от набела.

К западу от здания находится склеп, в котором покоится прах И.К.Айвазовского. Надгробие в виде саркофага из цельного блока белого мрамора выполнено итальянским скульптором Биоджоли.

мечеть Муфти-Джами 1623 г.

мечеть Муфти-Джами Мечеть Муфтий-Джами единственное мусульманское культовое сооружение средневековой поры, уцелевшее в г. Феодосии.
Мечеть возведена в 1623 году в период турецкого владычества в Кефе. В её облике нашли своё отражение каноны османского храмового зодчества, восходящей к старой византийской архитектурной традиции: устройство широких куполов на световых барабанах, перекрывающих главные внутренние помещения.По такому же принципу построены многие мечети Стамбула.

Стены сложены из бутового камня с чередованием кирпичной кладки. Кубовидный объём перекрыт куполом с двенадцатигранным световым барабаном, опирающимся на сферические паруса. Окна полукруглые, размещены в двух уровнях. Вход фланкирован нишами в виде михрабов. Внутри стены оштукатурены. Минарет восьмигранный, сложен из тесаного известняка.

Мечеть Муфтий-Джами в 17-18 веках являлось второй по величине и значимости соборной мечетью турецкого Кефе.

В 1975 г. памятник реставрирован: инъектированы трещины, заменены окна, двери, полы, кровля; восстановлена утраченная часть минарета, отремонтирована штукатурка. В настоящее время храм действует, регулярные службы здесь начались с лета 1997 года.

дача Милос, 1909 – 1911 гг.
(пр.Ленина, 6)

дача Милос Сооружение каменное, оштукатуренное, двухэтажное, сложное в плане и архитектурно-пространственном решении объёма, отличается хорошими пропорциями и высоким качеством декоративных и отделочных работ. Планировка коридорная с двусторонним размещением помещений.
Фасады декорированы по мотивам древнегреческой архитектуры. Ограда дачи каменная с небольшой ротондой на углу. Используется как спальный корпус санатория «Восход».

дача Стамболи, 1909 – 1914 гг.

дача Стамболи Построена по проекту архит. О.Э.Вагнера в мавританском стиле.
Сооружение каменное, двухэтажное, с четырёхъярусной башней, увенчано декоративными куполами. Удачно найденные объемы, Чередования разных по величине куполов, башни создают красивый силуэт.

План здания сложный, планировка анфиладная, помещения формируются с трёх сторон вестибюля. В художественной отделке интерьеров широко применены лепка, керамика, дерево, чеканка, естественный камень. Особенно интересны вестибюль и зимний сад. В 1921 г. во исполнение подписанного В.И.Лениным.

21 декабря 1920 г. декрета «Об использовании Крыма для лечения трудящихся» здесь оборудована здравница на 100 человек.
В здании размещаются администрация и лечебные кабинеты санатория «Восход».

Турецкая баня, XV-XVI вв.

Находится в восточной части города на территории цитадели Генуэзской крепости. Низкое каменное, квадратное в плане сооружение, перекрытое двумя большими и четырьмя малыми куполами. В восточной стене два входа, которые ведут в два сообщающихся предбанника. В каждом предбаннике тоже два входа: один – в небольшую раздевальню, другой – в помещение для мытья. Помещение, несмотря на небольшие размеры, благодаря полусферическому куполу, перекрывающему его, производит очень гармоничное впечатление. Это впечатление усиливается ровным рассеянным светом, льющимся через иллюминаторы, устроенные в куполах. Посредине каждого отделения стояли каменные лежаки, а вдоль стен шли каменные скамейки. Помещения для мытья сообщаются каналами с топкой.

Это единственная из многочисленных турецких бань, сохранившаяся в Феодосии. Функционировала до начала 20-х годов нашего столетия.

Генуэзский мост, XIV в.

Находится в старой части города, недалеко от башни Климента, переброшен через неглубокий овраг. Мост одноарочный, сложен из обработанных блоков известняка. Расширен путём строительства впритык нового моста. Единственный мост на территории Украинской ССР, размещенный на одной из магистральных улиц города и функционирующий с XIV в.